«Мелодия» выпустила «Антиформалистический раёк» Дмитрия Шостаковича

«Мелодия» выпустила «Антиформалистический раёк» Дмитрия Шостаковича

Фирма «Мелодия» впервые выпускает в цифровом формате запись концерта, на котором прозвучала московская премьера «Антиформалистического райка» Дмитрия Шостаковича. «Антиформалистический раёк» впервые в СССР прозвучал 13 мая 1989 года в Большом зале Московской консерватории, вслед за мировой премьерой в Вашингтоне. Сочинение, тайно созданное Шостаковичем после обвинений в «формализме» и «антинародности», ни разу не исполнялось при жизни композитора. Концерт был записан в консерватории, но не издан, запись публикуется впервые.

Сама программа концерта составлена с иронией в духе самого Шостаковича: музыка в буквальном смысле «народная» сменяется фрагментами из оперы, обвиненной в «формализме», а затем литературно-музыкальной политической сатирой, высмеивающей оба понятия. В первом отделении звучат обработки русских песен для хора, во втором — сюита из музыки «Катерины Измайловой» и наконец «Антиформалистический раёк». Во втором отделении в исполнении Михаила Козакова звучит стихотворение Анны Ахматовой «Музыка», посвященное Дмитрию Шостаковичу.

Шостакович начал писать «Антиформалистический раёк» в 1948 году вдохновившись сатирическим памфлетом Модеста Мусоргского, после выхода постановления, в котором Политбюро ЦК ВКП (б) обвинило Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Шебалина, Попова, Мясковского и Мурадели в «формализме» и «антинародности». После выхода постановления и последующих собраний в Союзе композиторов СССР, музыка ведущих советских композиторов была запрещена, а сами авторы подверглись травле на государственном уровне.

— В «Райке» Шостакович зло иронизирует над своими преследователями и абсурдностью обвинений Политбюро, не стесняясь ни в музыкальных, ни в литературных выражениях, — говорится в описании произведения. — Вопросы по «единице-двойко-тройкинской системе», добавленные композитором в конец либретто и пародирующие советские агитационные брошюры, не предполагают сценического исполнения. Поэтому для полноты картины при прослушивании «Райка» рекомендуем держать перед глазами текст.

«Антиформалистический раёк» был написан «в стол» и показан лишь близким друзьям — подобное сочинение в те годы могло стоить Шостаковичу жизни. Среди прототипов персонажей фигурировал сам Иосиф Сталин, а финальную часть «Райка» композитор посвятил сталинским репрессиям. Из двух первых исполнений — в Вашингтоне и в Москве — финал был пропущен. Только 25 сентября 1989 года «Раёк» прозвучал целиком, но в архиве «Мелодии», к сожалению, этой записи нет.

Фото: обложка альбома

Источник: intermedia.ru