Обзор: «Музыка из советского кино. Лекция Анны Виленской»
2023, Анна Виленская и Открытый Музыкальный Лекторий
Оценка: 9 из 10.
Анна Виленская – музыковед, композитор, автор популярных лекций о музыке. Её ролики на YouTube собирают сотни тысяч просмотров, причём не только рассказы о музыке Виктора Цоя или Валерия Меладзе, но и лекции о классике. В комментариях её называют «рок-звездой популяризации академической музыки» и прочими приятными титулами. При этом Анне всего 25 лет, и она говорит на очень понятном молодому поколению языке, хотя и избегает жаргонизмов.
Если вы до сих пор не открыли для себя эту звёздочку, самое время это сделать, тем более что Виленская давно не выкладывала новых лекций. Темой очередного выпуска стала музыка из советского кино, и эти без малого два часа вам будет очень трудно оторваться от экрана. Анна начала с того, что завела аудитории фрагмент песни и предложила зрителям определить десятилетие её выпуска. Слушатели выдвинули разные версии в диапазоне от 30-х до 80-х годов ХХ века, после чего лектор пообещала дать правильный ответ в финале.
И начала очень издалека: с 1917 года, устроив среди публики опрос, кто из композиторов уехал из России после революции, а кто остался. Как ни странно, аудитория сразу запуталась – то есть среди слушателей Анны были и совсем неподготовленные. После этого Виленская рассказала об академическом подходе к ранней советской киномузыке, о Шостаковиче, Шнитке и Артемьеве, а затем обратила внимание на то, что в 70-е представление о советской киномузыке поменялось. На знакомых всем примерах (а Анна не только включает фрагменты фильмов, но и наигрывает музыку сама) лектор указала на какие-то общие моменты в мелодиях, которые вовсе не казались слушателю похожими. Выяснилось, что 60% послевоенной советской киномузыки основано на так называемой «золотой секвенции», сочетании восьми аккордов, которые аудитория тут же начала учиться определять. Но даже если вы так и не освоите смысл понятия «двойная доминанта», менее интересно слушать лекцию вам не станет. Анна блестяще владеет материалом и его подачей, а также так лихо закручивает сюжет, что тот приводит к довольно неожиданным выводам. Я не буду здесь рассказывать, что же на самом деле объединяет знакомые с детства киномелодии и где искать их корни, но настоятельно предлагаю узнать это из лекции Виленской.
Алексей Мажаев, InterMedia
Фото: кадр из выпуска
Источник: intermedia.ru