В Театре имени Маяковского покажут тургеневского «Фауста»
22 и 23 апреля на Малой сцене московского Театра имени Маяковского пройдёт премьера спектакля Веры Камышниковой «Фауст» по одноимённому рассказу Тургенева.
Рассказ (или повесть) «Фауст» был написан в 1856 году. Это повествование в девяти письмах, которые герой-рассказчик адресует одному и тому же корреспонденту, сообщая о необычной истории любви с трагическим финалом. Герой переосмысливает свои жизненные ценности и взгляды, но важны не только его размышления, а отношения между вымыслом и реальностью, которые определяют развитие сюжета и судьбы всех его участников. «Фауст» Гёте в тексте Тургенева становится мистической «ролевой моделью». Режиссёр Вера Камышникова, работая над постановкой в Театре имени Маяковского, идёт ещё дальше: параллели между героями двух «Фаустов» существуют не только в их воображении, но и в сценическом решении. При этом для создателей спектакля было важно соотнести персонажей Тургенева (и Гёте) с современностью.
В анонсе театра о премьере говорится так: «…все события, быть может, и вовсе происходят лишь в фантазиях героев, буквально до смерти увлечённых чтением романа Гёте. К нему добавляются призрак матери-тирана, нарушение родительских табу, подавление запретных желаний… Механизм спектакля раскручивается силой воображения, и герои Тургенева сливаются с образами Гретхен, Фауста, Мефистофеля. Мистика переходит и в пластику, которая здесь не столько танец, сколько манера общения, странное механическое существование окружающих в сознании главного героя. Каждая встреча превращается в концертный номер и прокручивается мистическим кинофильмом». Двойственное пространство «Фауста» сочиняет художник Эмиль Капелюш, а костюмы «в духе живого историзма — с исторической отсылкой, но становящиеся в какой-то момент остро современными» — художница Яна Глушанок.
Режиссёр Вера Камышникова рассказывает: «Сила воображения — движущая пружина обоих „Фаустов“, и тургеневского, и оригинала Гёте. И в этом я вижу возможность театрального языка. Воображение, с одной стороны, азартно движет человеческим развитием и восприятием мира, с другой, — легко вкручивает нас в излишнюю рефлексию и, как следствие, депрессию. Неспособность человека обуздать свои фантазии по поводу чего бы то ни было, преодолеть разрушительную силу воображения и есть зона вибрации нашего спектакля. Мефистофель — не абстрактный чёртик с рогами и копытами, а вполне конкретная часть тебя самого, которая может взбунтоваться, спрыгнуть с колёс и унести в запредельные выси».
В программке три главных героя названы одновременно «тургеневскими» и «гётевскими» именами: вернувшийся в 2022 году в труппу Театра имени Маяковского Олег Ребров сыграет Павла Александровича (Фауста), Юлия Соломатина — Веру Николаевну (Маргариту), а Евгений Матвеев — Шиммеля (Мефистофеля). Также в спектакле заняты Кирилл Кусков, Татьяна Рогозина и Анастасия Мишина. В постановочной команде, помимо уже упомянутых выше, — художник по свету Андрей Абрамов, хореограф Сергей Тонышев и композитор Иван Соколов.
Напомним, Вера Камышникова — педагог и режиссёр, завкафедрой сценической речи в ГИТИСе. Как педагог по сценической речи работает в театрах «Мастерская Петра Фоменко» и «Студия театрального искусства», в 1988—1994 преподавала сценречь в «Школе драматического искусства» под руководством Анатолия Васильева. Поставила в СТИ спектакль «Шествие» по поэме Бродского, а в «Мастерской Фоменко» — «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой и «Счастливые дни» по пьесе Беккета. Кроме того, работала как режиссёр над спектаклем «Улисс» (постановка Евгения Каменьковича по одноимённому роману Джойса в «Мастерской Петра Фоменко»).
Источник: oteatre.info