Денис Азаров выпускает оперную премьеру о слепоте и прозрении
Сегодня, 21 апреля, в московском театре «Новая Опера» пройдёт премьера спектакля Дениса Азарова «Иоланта / Карлик» (12+). Постановка объединит две одноактные оперы — сочинения Чайковского и Цемлинского.
В отличие от «Иоланты» (1891), «Карлик» (1921), чрезвычайно популярный в Европе, практически не имеет сценической истории в России. Более того, спектакль Азарова станет первой постановкой этой оперы на московской сцене — ранее, в 1998 году, она исполнялась в Москве лишь в концертном варианте на сцене Консерватории.
Любопытно, что мрачная сказка Оскара Уайльда «День рождения инфанты», ставшая основой «Карлика», была написана в том же году, что и «Иоланта» Чайковского. Обратившись к ней уже в ХХ веке, Александр фон Цемлинский вложил в историю осмеянного карлика, которому разбила сердце жестокая инфанта, автобиографические мотивы, связанные с Альмой Шиндлер (Малер) — знаковой фигурой австрийской культурной жизни начала века. По словам Дениса Азарова, «австрийско-еврейский» мир того времени подсказал ему «кафкианское» восприятие оперы, хотя визуальное решение «Карлика» отсылает к другой эпохе, закономерно следуя литературному первоисточнику: действие помещено в картину Веласкеса «Менины», воплощённую с помощью огромных кукол.
Однако для создателей премьеры принципиально, чтобы «Иоланта» и «Карлик», никогда ранее не исполнявшиеся в один вечер, стали единым спектаклем. Два сочинения связаны с помощью заглавных героев: Карлик следует за Иолантой в первой части, а она присутствует среди гостей на празднике во второй, и в финале они остаются вдвоём, создавая открытый финал (у Азарова, вопреки сюжету Уайльда и Цемлинского, Карлик не умирает в конце). Кроме того, оперы объединены пространственным решением, которое создал Алексей Трегубов: «Действие разворачивается сразу в двух параллельных реальностях: создатели спектакля встраивают одну в другую, как маленькую геометрическую фигуру в большую. Герои обеих опер — Иоланта и Карлик — живут не в реальном, а в вымышленном мире, искусственно сконструированном, чтобы скрыть от них правду. Чтобы Иоланта не узнала, что она слепая, а Карлик не узнал о своём несовершенстве. На авансцене (в большом пространстве) — оперные артисты, а в глубине (в малом пространстве) — видео („Иоланта“) и куклы („Карлик“)», — говорится в описании премьеры. При этом «действие происходит в современном нам мире, в мгновенно узнаваемой обстановке: фешенебельная частная медицинская клиника („Иоланта“) и роскошная аристократическая вечеринка, словно в фильме „Сладкая жизнь“ Федерико Феллини („Карлик“)».
Идея соединения двух сочинений, которые, как напоминает театр, представляют «сложную и многогранную картину позднеромантической оперы», основана на общем для них мотиве незнания, слепоты и прозрения. Иоланта слепа в буквальном смысле и не знает об этом, поскольку всю жизнь от неё скрывают, что это так; Карлик же не знает о своём уродстве, так как никогда не видел собственного отражения, и заблуждается в отношении к реальному миру, подобно Иоланте. «Главный вопрос, который мы ставим в этом спектакле: а стоило ли прозревать? — говорит Денис Азаров. — Прозрение несёт в себе не только свет, но и знание. А готовы ли мы его принять? Готовы ли мы к правде? Как у Островского: „Правда — хорошо, а счастье лучше“. Иоланта попадает в мир, где человеческое достоинство и эмоциональное состояние ничего не стоят. Райская жизнь, которая была создана специально для неё, оборачивается жестокими играми».
Любопытно, что Карлика в спектакле Азарова будет играть Михаил Губский — первый исполнитель этой роли в России (Самарский театр оперы и балета, 1996). В другом составе Карлика сыграет Сергей Писарев. В числе других участников постановки — Марина Нерабеева и Елизавета Соина (Иоланта), Алексей Антонов и Владимир Кудашев (Рене), Хачатур Бадалян и Георгий Васильев (Водемон), Василий Ладюк и Александр Попов (Роберт), Анастасия Белукова, Елена Терентьева и Мария Буйносова (Донна Клара).
Отметим, что, хотя сегодня Денис Азаров более известен как режиссёр драматических спектаклей, он много работал как оперный режиссёр. Именно в «Новой Опере» он начал свою театральную деятельность как ассистент режиссёра и переводчик (2005—2009), а впоследствии поставил здесь «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Азаров основал оперную студию «Московский молодёжный оперный дом» при Академии хорового искусства имени Попова, где ставил, в частности, «Иоланту», работал режиссёром Камерного музыкального театра имени Покровского и педагогом по актёрскому мастерству Молодёжной оперной программы Большого театра. Кроме того, он стал режиссёром мировой премьеры оперы Алексея Сергунина «Доктор Гааз» (московский театр «Геликон-опера») и оперы Александра Маноцкова «Страсти по Никодиму» на проекте «Платформа». Как второй режиссёр работал над оперными постановками Кирилла Серебренникова «Золотой петушок» (Большой театр) и «Американская Лулу» (опера Ольги Нойвирт, берлинский театр Komische Oper).
Помимо Азарова и Трегубова, над премьерой «Иоланта / Карлик» работают режиссёр по куклам Артём Четвериков, художник по свету Майя Шавдатуашвили, видеооператор Антонина Соловьёва, дирижёр Андрей Лебедев и хормейстер Юлия Сенюкова. Музыкальный руководитель и дирижёр постановки — Карен Дургарян.
На фото — моменты репетиций спектакля «Иоланта / Карлик» © соцсети театра «Новая Опера»
Источник: oteatre.info