Олег Рязанцев сыграет у Серзина «сокровенный разговор» по Стешику
Сегодня и завтра, 13 и 14 апреля, на площадке петербургского «Невидимого театра» («Невидимый центр») в формате “work & progress” пройдут первые показы спектакля Семёна Серзина «Друг мой» по пьесе Константина Стешика.
Формулировка “work & progress”, сочинённая и часто используемая в «Невидимом», служит заменой обычной характеристики показов до официальной премьеры — work-in-progress. По словам Семёна Серзина, такое изменение смещает акценты с незавершённости сделанного на наличие работы как процесса и развитие как потенциальную возможность.
Пьеса белорусского драматурга Константина Стешика «Друг мой», написанная в 2020 году и представленная на «Любимовке-2021», в этом сезоне была поставлена в целом ряде российских театров, в том числе и в столицах: в петербургской «Субботе» — Андреем Сидельниковым, в МХТ имени Чехова — Петром Шерешевским. Отметим, что для Серзина «Друг мой» станет не первым обращением к текстам Стешика — в 2018 году в «Ельцин-центре» он выпустил спектакль «Летели качели» по одноимённой пьесе.
Драматургически «Друг мой» устроен сложно — как многоголосие в монологе: по форме это монопьеса, где повествователь ведёт речь в прошедшем времени, но по большей части она состоит из диалогов. Например: «Я спасаю тебя, сказал друг. От чего, крикнул я, плюясь. Ты чуть не провалился, ответил друг. Но я успел. По крайней мере, я на это надеюсь. Куда я чуть не провалился, спросил я уже спокойнее, но всё ещё почти криком. Мой друг не ответил». Как правило, в спектаклях участников этих диалогов играют разные артисты. Однако Семён Серзин выбрал неочевидно-логичный ход и решил поставить текст Стешика именно как пьесу для одного актёра. Единственным участником спектакля станет Олег Рязанцев.
Промофото спектакля «Друг мой» © Варвара Баскова-Карпова
С артистом Малого драматического театра — Театра Европы Олегом Рязанцевым Серзин уже неоднократно сотрудничал, в том числе и в «Невидимом театре»: первой их совместной работой стал фильм «Человек из Подольска», затем — спектакль «Киса» в «Приюте комедианта», а в «Невидимом» летом прошлого года появились «Дневники оптимиста» по книге Зощенко «Перед восходом солнца». О том, почему «Друг мой» стал спектаклем с единственным участником, Серзин рассказывает, вспоминая другие свои «монопостановки», «Я шагаю по Москве» в «Невидимом» и «Война, которой не было» в «Ельцин-центре». «Для меня всегда это некие обстоятельства в самой истории и в спектакле, где есть необходимость человеку быть одному, необходимость в этом одиночестве существовать, — говорит он. — Можно найти разные интерпретации для этой пьесы, но в ней есть что-то такое простое… Вот называется “Друг мой” — и она реально про друга. Про дружбу, про такие простые, но вместе с тем важные человеческие вещи, очень сокровенные… не для широкого круга. И у нас это — сложный разговор про сложные человеческие стороны. Разговор с самим собой, со своей совестью».
Жанром постановки стал «сокровенный разговор» — по словам режиссёра, «потому что самые откровенные, искренние, скверные, сверлящие темы возникают у человека наедине с собой. С самим собой договариваться слишком сложно».
В пространстве, придуманном режиссёром вместе с художником спектакля Татьяной Артамоновой, создан своеобразный «антураж девяностых»: здесь есть работающие игровые приставки тех лет, кассетный проигрыватель и тому подобное. Серзин объясняет: «Это пьеса не про 90-е, но персонажи её немножко подзастряли в подростковом ощущении себя — несмотря на то, что находятся уже в каком-то “значимом” возрасте. И спектакль у нас очень предметный, достаточно подробно собранный — это не похоже на то, как обычно бывает в “Невидимом театре”».
Источник: oteatre.info