Тимофей Кулябин выпускает «Макбета» во Франкфурте
14 апреля во Франкфуртском драматическом театре (Schauspiel Frankfurt) пройдёт премьера спектакля Тимофея Кулябина «Макбет».
Замысел этой постановки, которая станет первым опытом сотрудничества Кулябина с Франкфуртским драмтеатром, появился ещё осенью 2021 года. В работе над новым «Макбетом» Тимофей Кулябин вместе с драматургами Ольгой Федяниной и Юлией Вайнрайх переработал текст Шекспира и внёс некоторые изменения в сюжет пьесы. В частности, сократил число действующих лиц — в спектакле будут участвовать десять актёров, и почти все они играют лишь одну роль. Кроме того, среди героев постановки не будет ведьм — текст трёх «вещих сестёр» как бы невзначай будут произносить детские голоса.
В аудиоанонсе спектакля на сайте театра Кулябин рассказывает: «Понятно, что ведьмы — одни из главных действующих лиц, но это всё равно потусторонние силы, которые вмешиваются в эту историю, иначе перетасовывают карты, меняют что-то в нормальном ходе событий. Они двигатели сюжета, однако всё равно не принадлежат к этому миру. А в нашей истории ведьмы не то чтобы исчезают — скорее, трансформируются, перемещаются в подсознание Макбета. В нашей версии голоса, управляющие Макбетом, живут в нём самом. Ему не нужны никакие потусторонние силы, он сам рассказывает себе, каким могущественным должен стать: это то, как он сам себя видит. Детские голоса — как случайные разговоры, долетающие до Макбета и вызывающие внутренний резонанс, но резонанс с тем, что в нём и так уже есть».
Кроме того, в версии Кулябина Банко, Макдуф и Макбет будут братьями — сыновьями Дункана. По словам режиссёра, это изменение важно по двум причинам. Во-первых, так возрастает масштаб преступления: совершённое Макбетом перестаёт быть только кровавым политическим действием, становясь отцеубийством и братоубийством. Цена короны возрастает. Но, во-вторых, Макбет — сын Дункана изначально имеет несопоставимо большие шансы занять престол, чем Макбет — гламисский тан из пьесы Шекспира. Таким образом, в спектакле акцент сделан именно на выбранном им кровавом и быстром пути к престолу.
«Он запрограммирован на убийство, это убийство живёт у него внутри, — рассказывает Кулябин. — У Шекспира во второй половине пьесы есть как бы „объясняющая“ сцена с Гекатой, где она говорит, что Макбет в любом случае пришёл бы к тому, к чему пришёл. То есть когда происходит легитимизация убийства, как бы „открываются ворота“, но в нём это заложено при любом раскладе. И хотя у Шекспира написана история тирана, в первую очередь Макбет, конечно, убийца».
Вместе с Тимофеем Кулябиным над премьерой работают художник Олег Головко, художник по костюмам Влада Помиркованая, автор музыки и саунд-дизайна Тимофей Пастухов, а также художник по свету Марсель Хайде. Главные роли в спектакле сыграют Мориц Кинеманн, Лотте Шуберт, Петер Шрёдер, Торстен Флассиг, Анна Кубин и Марк Тумба.
Отметим, что постановка во Франкфуртском драмтеатре станет вторым обращением Кулябина к «Макбету». В 2008 году он уже ставил эту шекспировскую пьесу в новосибирском «Красном факеле» — спектакль стал одной из первых работ режиссёра. Художником новосибирской постановки также был Олег Головко.
Напомним, что в апреле 2022 года Тимофей Кулябин ушёл с поста главного режиссёра театра «Красный факел» в Новосибирске, который он занимал с 2015 года. Его последней премьерой в родном театре стала «Дикая утка» по мотивам пьесы Ибсена. В октябре 2022 года он выпустил в берлинском Deutsches Theater чеховского «Платонова» .
Источник: oteatre.info